Вачское благочиние - Православные приходы Вачского благочиния - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

О смысле и сути поста рассказал епископ Выксунский и Павловский Варнава.

 

Дорогие во Христе братия и сестры.

Быстротекущее время поставило наши стопы перед вратами Великого поста. Великий пост – это особое время. Называется он «Великим» не просто так. 

Во-первых, потому что это один из четырех многодневных постов, отличающийся наибольшей продолжительностью. Длится этот пост 40 дней в подражание посту Спасителя и к этим сорока дням прибавляется еще отдельно страстная седмица, где мы особо вспоминаем страдания Христа, когда читаются страстные Евангелия. Страсть с церковно-славянского языка означает – страдание. Как раз в это время вспоминаются евангельские события об этом последнем земном испытании, которые перенес за наше спасение и за наши грехи Господь наш Иисус Христос.

Второе – это строгость этого поста. Строгость заключается в том, что: во-первых предписывается большее телесное воздержание по сравнению с другими многодневными постами. В это время вкушается только пища растительного происхождения, а рыба вкушается всего 2 раза за все время Великого поста – это Вербное воскресение (Вход Господень во Иерусалим – 28 апреля) и Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля). Все остальное время, если брать за основу строгие монастырские уставы, то первые два дня вообще ничего не вкушается, а в остальные дни пища чаще всего без растительного масла. Это, повторяю, по монастырским уставам, потому что не все миряне по этим уставам смогут жить, но, по крайней мере, в отношении рыбы пост надо постараться соблюсти.

Еще очень важно, почему этот пост называется «Великим». Потому что в это время на нас лежит особая духовная ответственность за нашу духовную жизнь. В это время мы особо пристально всматриваемся и следим за нашим умом и сердцем, потому что любой грех начинается с греховного помысла. Как говорит Сам Господь в Евангелии: «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека» (Мф., 15, 19-20). И вот очищение от этих страстных стихий, которые живут в сердце каждого человека, является одной из целей Великого поста. Главная цель жизни каждого человека заключается в стяжании благодати Святаго Духа, «обожении» (соединении с Богом, спасении). И это невозможно без самоограничений, без так называемого аскетизма. Когда мы в целом удерживаемся от всякого зла через пост, через молитву, внимание к себе. Пост и молитва это два крыла, которые нашу душу возводят на духовное небо, к Богу. Как говорит Господь, Царство Божие открывается внутри нас, оно там есть, мы его как бы раскрываем в себе и испытываем великую радость блаженства. Освящаясь Благодатью Святаго Духа, наше сердце обретает чистоту. О чем я говорю? К каждой из нашей добродетели примешан какой-то яд греха. К любви, например, примешан яд сладострастия, к строгости к себе-излишняя требовательность без снисхождения к другим, и.т.д., т.е. наша гордость любую нашу добродетель острастит (сделает страстной). В нечистом сердце происходит искажение добродетели. Так добродетели становятся страстями. И поэтому пост, очищая наше сердце, наш ум, делает добродетель в нас более совершенной. Любовь, очищаясь от страстности, чувственности, делает нас более жертвенными, когда сердце перестает видеть в другом человеке объект наслаждения, или ненавидеть того, кто рядом. Ведь эгоизм приводит к тому, что даже в кругу самых близких людей, в семье, часто происходит вражда между мужем и женой, непонимание между детьми и родителями, озлобленность, осуждение, раздражение, лень, и т.д.

Мы стараемся в это время не осуждать никого. Все мы очень много осуждаем. Это тоже одна из главных наших страстей производимых гордостью. С осуждением особенно призываю бороться во время поста.

Постом очищается наш ум, и мы более глубоко начинаем познавать духовную реальность. Когда мы читаем Евангелие, мы более глубоко познаем смысл (часто сокровенный для нас) Евангельского учения, и он становится для нас притягательным. Ум становится более простым, потому что без любви он делает человека хитрым. И многие-многие добродетели станут для нас желанными и многое в нас преобразится с Божией помощью, если мы этого по настоящему захотим.

Постясь и неся наш посильный подвиг ради Христа, мы приобретаем очень хорошее свойство. Через воздержание учимся терпению, постоянству, и это тоже очень важно, потому что этих качеств часто нам так не хватает. Человек - существо изменчивое и греховность в нас эту изменчивость усиливает. А когда мы стараемся быть постоянными в молитве, воздержании, в чутком, внимательном взгляде на себя, вниманию к своему сердцу, мы приобретаем это очень важное свойство, которое называется духовным постоянством.

Все это служит нашему духовному преображению и встрече той радости, которая открывается нам в воскресшем Спасителе. Потому что свидетельство о Воскресении может быть воспринято нами духовно глубоко только тогда, когда мы сами приобщимся, хотя бы немного, к тем страданиям, которые претерпел Христос за наше спасение.

Он претерпел страдания и смерть за наши грехи, но и нам, грешным, необходимо тоже в этом смысле немного потерпеть, пострадать в борьбе со страстями, потому что борьба с грехами приближает нас к познанию Бога и очищению нашего сердца. Мы становимся ближе к Богу, а через Него открывается подлинная, настоящая любовь к ближним.

Еще раз хочу сказать, чтобы вы помнили –  цель поста –  это удержание от всякого рода зла. Наш пост не должен сводиться только к гастрономическим ограничениям. Нужно и сердце удерживать от нечистых желаний и ум воздерживать от злых помыслов. Язык удерживать от злых, раздражительных, гневных, пустых слов, не смотреть бесконечные сериалы, лучше бы вообще выключать телевизор, чтобы больше времени было на чтение, потому что современные люди фактически перестают читать. А ведь мы много чего не знаем, даже те люди, которые считают себя церковными, очень мало знают о том, что называется духовной жизнью.

Поэтому есть такая традиция Великим постом в первую седмицу вычитывать всю псалтирь, лучше с толкованиями, а в последнюю – страстную, прочитывать все 4 евангелия.

Еще в первые четыре дня первой седмицы великого поста будет читаться канон Андрея Критского. Это покаянный канон, он читается 1 раз вы году и помогает настроится православному христианина на покаяние перед Богом. В нем даются прекрасные образы покаяния, образы падений и восстаний на примере лиц и событий библейской истории.       Что такое покаяние?  Это изменение ума и сердца. Если наше сердце действительно этим озабоченно, то этот канон даст нам покаянные мысли и чувства так необходимые для победы на поприще последующего времени Великого поста. Да дарует нам всем Господь благодать покаяния!

Постом нужно как можно больше стараться исповедоваться и причащаться. Известен такой духовный закон: если мы только постимся телом, но не постимся духом, то война со злом в нашей душе усиливается и это любой внимательный человек может заметить. С началом поста некоторые начинают устраивать себе разгрузочные дни: начинают худеть и говорят: «как прекрасно пощусь», забывая о том, что совершенно не для этого существует пост. И когда человек начинает так поститься с ним начинает происходить что-то неладное, он становится раздражительным, на него находит такое состояние, когда он начинает пустословить, празднословить и остановиться не может. Страстная наша стихия начинает бурлить и клокотать. Почему? Нет духовного поста, нет самоукорения. Нужно это время стараться проводить в молитве, в чтении Слова Божьего, обязательно ходить в храм и чаще исповедоваться. Если человек будет внимательно следить за собой, он увидит за собой множество грехов. В них и нужно исповедоваться, чтобы Господь Своей благодатью очистил нас от них. Каждую неделю нужно стараться причащаться.

В Великий пост совершаются особенные, прекрасные богослужения. Литургия преждеосвященных даров совершается в среду и пятницу, а иногда и в другие будние дни, она тоже имеет особый строй. Меняются одежды - облачение становится темного цвета. На службах чтение преобладает над пением, чтобы ум не отвлекался. Чтения имеют своим содержанием в основном слова покаяния. Много раз читается молитва Ефрема Сирина, учителя покаяния. Исключение - воскресные дни, потому что мы всегда славим Воскресение Христа, это торжество победы Жизни над адом, грехом, смертью. Пост- особенное время, когда сердце посещает умиление и сокрушение в своих грехах и мы действительно приобретаем силу оставить грех. Многие Великим постом оставляют какие-то грехи, с которыми они очень долго боролись и не могли их победить. Это самое лучшее время, лучшего времени не будет. И Господь это время нам дает, может быть кому-то и в последний раз.

Но и конечно нужно помнить о том, что Великий пост –  время великой солидарности всех православных христиан в деле исцеления от греховных недугов. Нужно понимать, что мы – Тело Христово, поэтому пост это не только отдельный подвиг отдельного человека.

Поэтому Великим постом поститься легче, чем если бы мы взяли на себя пост в другое время. А в установленные посты всегда поститься легче в силу их благодатного установления Церковью. Поэтому есть такие слова: « се ныне время благоприятное».

Мы постимся ради очищения своего сердца. Это мы делаем ради Христа и ради стяжания самого главного качества души, о котором всегда нужно помнить. Это духовное качество называется смирение. Смирение – самая главная противоположная гордости добродетель. Господь говорит: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим, ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф., 11, 28-30).

Смирение приводит нас к одному очень простому выводу - мы своими силами не в состоянии победить наши греховные страсти. Смиренный человек начинает ощущать свою немощь, свое бессилие. И в это время приходит благодатная помощь Божия.

И вот насколько мы больше почувствуем в свое бессилие, сознаемся в нем, настолько больше привлечется к нам Божественная благодать. Это осознание своей духовной нищеты как фундамент, на котором постепенно рождается возможность преображения человека из душевно-плотского в духовного.

 Пресс-служба Выксунской епархии


Назад к списку